Филиал Всероссийской Государственной телерадиокомпании "ГТРК "Липецк"
ГлавнаяСпециальный репортаж: Елец бунинский

Главная

Специальный репортаж: Елец бунинский

24.09.2017 16:27

«Город также гордился своей древностью и имел на то полное право: он и впрямь был одним из самых древних русских городов, лежал среди великих черноземных полей Подстепья». И. А. Бунин. «Жизнь Арсеньева».

 Елена Стегачева: 

— Елец. Город с многовековой историей. Город воинской славы. Культурная столица Липецкой области. Сейчас это магнит притяжения для туристов со всей страны. А сегодня мы попробуем открыть еще одну грань города – Елец литературный, Елец бунинский. И помогут нам в этом елецкие историки и литературоведы – вместе с ними прогуляемся по знаковым для нобелевского лауреата местам.

 Алексей Пискулин, историк:

 —  Есть понятия – Петербург Достоевского, булгаковская Москва. Вот такой же точно и Елец – бунинский Елец. Это определение выдвинули вовсе не филологи. Первым Елец назвал «бунинским городом» Паустовский – он очень любил творчество Ивана Алексеевича Бунина.

Его творчество востребовано и сегодня,  классика – всегда актуальна.  Бунин считал, что душа России – в Ельце. И потому тысячи путешественников стремятся увидеть этот город,   и понять, чем он так запал в душу  Ивану Алексеевичу.  Погулять по улочкам, которые он увековечил на страницах своих книг.

 Алексей Пискулин, историк:

— Читаем у Ивана Алексеевича: «В Обжорном ряду под навесами над длинными столами и скамьями сумрачно». Обжорный ряд. Вот читают люди эти строки из романа «Жизнь Арсеньева» в Москве, в Париже, в Нью-Йорке и могут только представлять. А мы с вами на этом Обжорном ряду находимся.

О Ельце запросто можно говорить – музей под открытым небом.  Улицы города  и сегодня – как иллюстрации к произведениям писателя. Здания – штрихи к биографии. Вот мужская гимназия, где Бунин учился. Вот женская, куда ходил на балы. Пожарная каланча, на которой в лютый мороз пожарные вывешивали черные шары – знак для всех гимназистов, что на уроки можно не ходить. Знаменский монастырь – сюда Бунин приходил в самые тяжелые моменты жизни и всегда находил душевное успокоение. Целый рассказ – «Над городом» — писатель посвятит колокольне Покровской церкви, сейчас практически разрушенной. Сюда гимназисты приходили на богослужения и, забравшись наверх, могли позвонить в колокола. Историков поражает фотографическая точность писателя. Только реальные люди, реальные места и названия.

 Алексей Пискулин, историк:

 —  В «Жизни Арсеньева» читаем: «Молодого татарского князя, говорят, покарала чудотворная икона Божьей Матери и доныне пребывающая в самой старой из всех наших церквей, что стоит над рекой как раз напротив Аргамачи». И вот Бунин как художник, берет елецкий вид и переносит его на полотно, в данном случае, в литературное произведение. Вот за мной – самая старая из елецких церквей, и стоит она как раз напротив старинной елецкой слободы Аргамачи.

Самые яркие впечатления пятилетнего Вани Бунина – о Ельце. Он провел детство среди бескрайних полей в родовом имении – и, впервые приехав в город, был поражен:

 «Я висел над пропастью, в узком ущелье из огромных, никогда мною не виданных домов, меня ослеплял блеск солнца, стекол, вывесок, а надо мной на весь мир разливался  какой-то дивный  музыкальный  кавардак: звон, гул  колоколов с колокольни Михаила Архангела, возвышавшейся надо всем в таком  величии, в такой  роскоши, какие  и не снились римскому храму Петра, и такой громадой,что уже никак не могла поразить меня впоследствии пирамида Хеопса».

С Ельцом связана романтическая и печальная страница в жизни Бунина. Здесь жила его первая любовь, дочь врача, Варвара Пащенко. Известен даже точный адрес. Варвара стала прообразом Лики – возлюбленной Алексея Арсеньева в бунинском романе-автобиографии.

 Алексей Пискулин, историк:

 —  Роман очень бурный, юный Иван Алексеевич был человеком весьма эмоциональным. Сохранились письма Пащенко, которые она несколько писем написала Юлию Бунину, старшему брату Ивану Алексеевича, где вот как раз просила совета, как быть с эмоциональностью Ивана. Иван ревновал, устраивал сцены. И, в конце концов, Варвара Пащенко все-таки оставила Ивана Алексеевича. В Полтаве это произошло, она уехала к родителям в Елец.

Дом, в котором жил сам Бунин в подростковые годы, тоже сохранился. Теперь здесь расположен дом-музей писателя.

Елена Стегачева:

 — Обязательный пункт в маршруте туристов по бунинскому Ельцу – это посещение литературно-мемориального музея писателя. Он основан около 30-и лет назад и стал первым в нашей стране домом-музеем нобелевского лауреата. Известно, что Бунины в Ельце квартировали по разным адресам. И в этом доме, доме мещанки Анны Осиповны Ростовцевой прожили дольше всего – 3 года.

Сегодня этот небольшой провинциальный музей – один из самых посещаемых в Липецкой области. 15 тысяч туристов в год, на экскурсии записываются за месяц. 7 залов, где хранятся портреты, скульптуры и фотографии Бунина. Предметы быта ушедшей эпохи. Произведения Ивана Алексеевича, изданные в разных уголках мира. И, конечно, особая гордость – личные вещи писателя. Чемодан, с которым Бунин ездил в Стокгольм получать Нобелевскую премию. И уникальный экспонат – охотничье ружье писателя, купленное им в начале 20 века в Бельгии.

Татьяна Газина, заведующая литературно-мемориальным музеем И. А. Бунина:

 —  Купил ружье Бунин в Европе, а охотится с ним любил здесь, на елецкой земле. И однажды, когда был на охоте в селе Глотово, подарил это ружье сельскому мальчику, 14-летнему Сереже Демкину, восхищённому его меткой стрельбой. Это ружье хранилось в семье Демкиных и переходило от отца к сыну на протяжении пяти поколений. Его берегли и прятали – и в гражданскую, и в финскую, и в отечественную. Хранили закопанным под грушей. Легализовали 20 лет тому назад, а в 2007 году подарили нашему музею.

  А в этой комнате мещанка Анна Ростовцева как раз и поселила гимназиста Ваню Бунина.

 Татьяна Газина, заведующая литературно-мемориальным музеем И. А. Бунина: Поставила кровать, письменный стол, несколько венских стульев, этажерку для книг, сундук, куда можно было сложить одежду, повесила в святой угол иконы с лампадой, на окна поставила целебную цветущую герань – она убивает в воздухе микробы. Ну и какой же мещанский дом без фикуса? И вот когда все нехитрые хлопоты были завершены, пошла в гимназию и попросила себе мальчика на квартиру. Все, что вы здесь видите, — мебель старинная, того времени. Все эти вещи стоят на тех местах, на которых стояли ранее. А вот планировка дома сохранилась без изменений. Стены помнят юного Ивана, потолок тоже, ну пол, конечно, восстановлен.

Воссоздан и интерьер дворянской гостиной конца 19-го века. С мягкой венской мебелью, пианино, зеркалами. И, конечно, непременным атрибутом – граммофоном. Сейчас – раритетная вещь. Ему уже больше века. И если повезет, посетителям включают любимый ельчанами вальс «Амурские волны» — во времена Бунина без этой музыки не обходилось ни одно гуляние в городском саду.

Аллея городского сада, по которой любил гулять Бунин, и где часто встречаются герои его рассказов, сохранилась в первозданном виде. И сам Иван Алексеевич навечно остался здесь – в бронзе. В образе юного гимназиста. И в своих воспоминаниях он постоянно возвращался в Елец. Уже будучи в эмиграции.

 Алексей Пискулин, историк:

— Осенью 17 года начались погромы помещичьих усадеб. В усадьбе Васильевское мужики чуть не бросили Ивана Алексеевича Бунина в огонь, они подпалили амбар.  Ивана Алексеевича спасло деревенское детство и знание не только литературного, но и нецензурного русского языка. Иван Алексеевич Бунин один с отборной бранью пошел на рассвирепевшую толпу мужиков. Мужики ошалели и разошлись. Бунин посадил свою супругу Веру Николаевну в коляску и поехали они в Елец, понимая, что мужики отступились, но ненадолго. В Ельце остановились в доме Василия Ксенофонтовича Барченко. И вот отсюда, в принципе, и началась бунинская эмиграция. Так что вот этот дом знаковый.  Он как бы вот символизирует начало исхода Бунина из России, начала эмиграции.

 Бунин прославил Елец, и город в долгу не остался. Здесь писателю посвятили целый фестиваль «Антоновские яблоки». Как нетрудно догадаться, свое название он получил в честь одного из самых известных рассказов нобелевского лауреата. Елец полностью погружается в атмосферу конца 19-го – начала 20-го веков. На улицах разворачиваются торговые ряды. Народные мастера представляют промыслы ушедшей эпохи – кузнечное дело, сапоговаляние, кружевоплетение. Прогуливаются скромные барышни и гимназисты. Да и сам Бунин не прочь выйти на променад.

 Елена Стегачева:  Фестиваль – неоднократный обладатель национальных премий в области событийного туризма. Интерес к нему объясняется просто – все больше людей воспринимают туризм не только как развлечение, но и как способ познания исторического и культурного наследия своей страны.