В начале 1980-х годов, в период расцвета авиастроительной отрасли, на Липецком станкостроительном заводе разработали и внедрили в серийное производство станок для изготовления лопаток турбин авиационных двигателей.
Станок для того времени был уникальным. В нем были реализованы передовые технические решения. Во-первых, он управлялся системой ЧПУ, а во-вторых, был оснащен системой непрерывной автоматической правки.
Справка. В процессе изготовления детали режущий инструмент — шлифовальный круг — постоянно изнашивается, уменьшаясь в размере. Система непрерывной автоматической правки позволяет восстанавливать профиль инструмента в процессе обработки деталей и в автоматическом режиме компенсировать износ круга.
Инновации позволили изготавливать лопатки турбин с огромной скоростью. Но что было еще более важным, так это одинаковый профиль лопаток и высочайшее качество их исполнения.
Первый станок ЛШ-220
Всего таких станков до «перестройки» изготовили несколько сотен. Часть из них осталась в России, а часть была поставлена на экспорт. Но после экономического кризиса их производство прервалось. За последние 30 лет в России не было произведено ни одного такого станка. И, наконец, прорыв!
В июле 2019 года в АО «СТП-Липецкое станкостроительное предприятие» был выпущен первый в новейшей российской истории станок ЛШ220. Его уникальность и качество изготовления сразу же привлекли иностранных покупателей. Как итог — станок отправился в Германию.
Алексей Шелгунов, генеральный директор компании:
Получился прекрасный станок! В нем новая система ЧПУ и усовершенствованная система непрерывной правки шлифовального круга. Мы установили на станок высокоточные шарико-винтовые передачи и оснастили его сервоприводами.
Сейчас на сборочном стапеле завода завершается сборка второго станка ЛШ220, который предназначен уже для российского клиента.
Современный станок ЛШ220
Не обошлось и без трудностей, которые, все же, были преодолены:
У нас были серьезные вопросы к поставщикам комплектующих, которые не выдерживали сроки поставки, — рассказывает Алексей Шелгунов. — Но сейчас есть уверенность в том, что до конца 2019 года мы получим все недостающие комплектующие. И в максимально сжатые сроки завершим работы по настройке и отладке станка, чтобы поставить его клиенту.
В настоящее время АО «СТП-Липецкое станкостроительное предприятие» продолжает проводить конструкторские разработки по созданию новых образцов шлифовальных станков, совершая очередной шаг к восстановлению российского станкостроения.