Филиал Всероссийской Государственной телерадиокомпании "ГТРК "Липецк"
Главная"Имена и вехи": Михаил Катуков

Главная

«Имена и вехи»: Михаил Катуков

08.05.2018 19:42

«Имена и Вехи» — к 65 летию Липецкой области. Сегодня расскажем, почему в 1942-ом году Липецк стал одним из центров Советского танкостроения. Как здесь создавался первый гвардейский танковый корпус и какую роль в этом сыграл генерал Михаил Катуков.

В годы Великой Отечественной войны значительная часть территории современной Липецкой области была захвачена врагом. В 1942 году немцы не дошли до Липецка всего на несколько десятков километров. Немалую роль в этом сыграли военные таланты первого Советского танкового стратега — генерала Катукова. Михаил Катуков — кадровый военный, он начал службу еще в Гражданскую войну и прошел путь от рядового красноармейца до высшего офицерского состава. С 1932 года служил в механизированных частях, учился командовать танковыми подразделениями. В Великую Отечественную Катуков командует сначала дивизией, затем бригадой. В 1942 году ему доверили создать первый, и на тот момент единственный танковый корпус — крупнейшее механизированное подразделение в Красной Армии.

Ольга Красникова, старший научный сотрудник отдела фондов Липецкого областного краеведческого музея:

— Нужно прежде всего сказать о том, что М. Е Катуков в нашем липецком крае бывал весной 42 года. В то время когда в нашем регионе переформировывалась первая гвардейская танковая бригада. Приехал он в Липецк вместе с заместителем, вместе с Чухиным. И сюда в Липецк должны были прийти другие соединения, и именно здесь эта танковая бригада должна была стать уже первым гвардейским танковым корпусом.

Центром формирования нового корпуса стал завод «Станкострой». Большая часть документации этого предприятия — до сих пор закрыта.

Елена Щукина, начальник архивного отдела исследования и публикации документов ОКУ «Государственный архив Липецкой области»:

— Годовые отчеты, финансовые всякие разные планы, выпуск продукции в чертежах, но это более секретная документация, поэтому мы ее особо никому не показываем.

Правду немного приоткрыл сам Катуков. В одной из послевоенных статей, уже в 1965 году он описал работу завода. Танки привозили в Липецк по железной дороге, а до завода их доставляли по реке, на катере. Ремонтировали все: электрику, двигатели, орудия. Рабочие трудились по 15 часов в сутки. Очевидцы вспоминают что перед заводскими цехами стояли сотни боевых машин. Здесь же изготавливались и запасные части. На несколько месяцев Липецк стал одним из крупнейших в стране танковых центров.

Нина Татарникова, комиссар липецкого экспедиционного клуба «Неунываки»:

— Уже в мае 42 года их послали на рубежи Волово-Тербуны. Вы знаете что во время второго наступления немцев, врага остановили на линии Волово-Тербуны, и держали полгода. И погнали их потом только 26 января 43 года. И за это время были ожесточеннейшие бои, потому что немцы пытались прорвать этот рубеж, а наши его держали.

Поисковые отряды «Неунывак» за время своих экспедиций обнаружили и перезахоронили на территории области останки сотен красноармейцев. Многие из них — танкисты —  катуковцы из первого танкового корпуса. Генерал, а затем и маршал танковых войск дважды герой советского союза Михаил Ефимович Катуков дошел до Берлина. Он штурмовал столицу третьего рейха во главе первой гвардейской танковой армии. В Липецке его именем названа одна из крупнейших улиц. А еще о героях-катуковцах напоминает танк Т-34, посвященный тем дням, когда наш город стал танкоградом.